Совершенства нет, есть только путь к совершенству

Стремление к совершенству.

Кайдзен или Кайкаку – стремление к совершенству.

5-й принцип Бережливого производства – это стремление к совершенству.

Казалось бы, уже сделано много, прошли годы, все изучено, потоки оптимизированы, запасов нет, работаем “с колес”.  Можно расслабиться и считать прибыль…

Но рынок не стоит на месте, требования покупателя растут, конкуренты так же развиваются.

У меня было несколько бесед с людьми, чьи компании используют минимум преобразования. Использовав единожды популярный набор инструментария Лин они считают, что уже в мире Бережливого производства. Достигнув какой-то цели, они остаются в этом процессе, не видя, что можно улучшить.

События кайкаку – погоня за призраком

С другой стороны, некоторые люди думают, что непрерывное улучшение – это поиск чего-то не обычного. Они участвуют в многочисленных событиях кайкаку (японское слово для радикальных изменений), ищущих большой скачок в производительности.

Между тем, некоторые из наиболее уважаемых компаний в области бережливого производства продолжают неуклонно стремиться к совершенствованию. Как? Очень просто, используя мини-кайдзен (японское слово для непрерывного совершенствования), которые выполняются небольшими командами персонала в их рабочих областях для достижения изменений в добавленной стоимости.

Несмотря на то, что было бы неплохо добиться качественных скачков от событий кайкаку, и иногда они абсолютно правильные, я понял, что именно кайдзен с постоянным улучшением или подобные инициативы приводят к постоянному увеличению производительности или повышению качества. Это также отличный способ добиться долговременных изменений в культуре организации. И вовлечь всех к участию в том, «что мы здесь делаем».

Обычно рассматриваемые как проекты, управляемые руководством, события кайкаку часто занимают недели планирования и годы реализации, прежде чем они будут выполнены. В результате достигнутые улучшения, как правило, носят кратковременный или разовый характер, если только за ними не последуют непрерывные улучшения кайдзен-событий. Без привлечения всех участников и изменения культуры производства, улучшения в качестве, стоимости и доставке скоро вернутся на прежний уровень или вы начнете проигрывать конкурентам.

Кайдзен – решение проблем в командной среде

Некоторые компании создают бережливые офисы или координаторов внедрения бережливого производства, чтобы помочь своим компаниям распространять бережливые преобразования во всех аспектах бизнеса. К сожалению, многие из этих бережливых офисов ищут места прорыва в деятельности компании и планируют мероприятия по кайкаку, а не обучают всех навыкам, необходимым для непрерывной деятельности кайдзен. Очень важно проводить обучение инструментам Бережливого производства, таким как канбан, SMED, TPM и т. д. На мой взгляд, наиболее важным является обучение базовым навыкам решения проблем кайдзен в командной среде. Где команды могут выполнять кайдзен в своих зонах ответственности, без внешнего управления. Руководство должно активно поддерживать эти действия и предоставлять этим командам возможность вносить изменения самостоятельно, без выполнения все возможных ритуалов по согласованию и утверждению.

Конечно, целесообразно делать некоторые ограничения в отношении объема изменений, которые могут быть сделаны командами, такие как лимит расходов или общий бюджет затрат. При этом команды должны иметь одобрение, чтобы действовать в рамках принятых ограничений. Без этой свободы действий и независимости культура производства не изменится, и люди будут парализованы, ожидая одобрения вышестоящего руководства, прежде чем предпринимать какие-либо действия.

Вот приедет барин – барин нас рассудит, Барин сам увидит, что плоха избушка, и велит дать лесу

Кайдзен или кайкаку – подводим итоги

Чтобы внести изменения в свою деятельность, создайте культуру в компании, в которой люди извиняются, а не просят разрешения. Пока они делают то, что их команда считает лучшим, и находятся в рамках независимой деятельности, установленной в организации.

Есть старая басня, про гонку между черепахой и зайцем, в гонке побеждает медленное, устойчивое и непрерывное стремление. Так и в жизни, непрерывное стремление к совершенству, часто побеждает броский спринт, который выполнен поздно или неправильно.

Я уверен, что устойчивое улучшение требует изменения культуры во всей компании. Команды, влияющие на добавленную стоимость, которые выполняют преобразования соответствия и функций, за которые платят клиенты, являются наиболее важной частью усилий по постоянному улучшению. Они должны уважаться и активно поддерживаться руководством. Руководство должно помнить, что они имеют решающее значение для устойчивости постепенного преобразования компании и ее усилий по постоянному совершенствованию путем изменения «того, как мы здесь и что-то делаем».

Вышесказанное может или не может поставить под сомнение ваши мысли, но не ждите чудес. Разумеется, на всех фронтах приемлемо стремиться улучшить свои бизнес-процессы. Тем не менее, постоянное улучшение – это скорее строгость и дисциплина. На пути к совершенству сложно определить цель, как в других принципах бережливого производства.

Вы никогда не достигнете точки в вашей жизни, где все разрешится, где все будет аккуратно перевязано бантиком. Это главное. Не будет “финальной сцены”, только происходящий приключенческий фильм без финального завершения. Вы учитесь любить беспорядок вашей жизни, ее постоянно изменчивую природу, её непредсказуемость”

Джефф Фостер

В добрый путь… к совершенству!

 

P.S. В случае, если Вы пропустили, ознакомьтесь с описанием принципов бережливого производства.

Константин К.

Спустился с Алтайских гор, с тех пор проживаю на всей территории России.

Посмотреть все записи автора Константин К. →