бизнес процессы предприятия

Бизнес процессы предприятия

Бизнес процессы предприятия

Даже если вы никогда не сталкивались с понятием бизнес процессы предприятия, не значит, что в вашей компании их нет. Они существуют на каждом предприятии. Что же такое бизнес процесс?

Бизнес процессы – это последовательность действий (подпроцессов), направленная на получение заданного результата, имеющего ценность для организации, неотъемлемая часть любой организации. Например, порядок трудоустройства в вашу компанию – это бизнес процесс.

Бизнес процессы на предприятии играют важную роль. Они определяют все процессы функционирования и взаимодействия в компании. Так же организация взаимодействия с внешними поставщиками и клиентами относится к бизнес процессам.  Если представить организацию как живой организм, то роль бизнес процессов в нашем организме будет соответствовать кровеносная система. Мы можем не знать, о существовании кровеносной системы, но она функционирует, так же и бизнес процессы. Но если вы хотите улучшить состояние и работоспособность организма, вам нужно “лечить” и “ухаживать” за ним. Так же и с бизнес процессами, если вы хотите обеспечить прозрачность взаимодействия между подразделениями, увеличить скорость работы Вам надлежит заняться бизнес процессами предприятия.

Понятие бизнес-процесса

Несмотря на то, что бизнес процессы на предприятиях существуют, с момента их основания, развитие систем управления получило в  20-ом веке и продолжается до настоящего времени. Такое развитие обусловлено активным распространением процессно-ориентированного менеджмента. Очень большое влияние на появление и развитие систем по управлению бизнес процессов оказало появление компьютеров. Это позволило автоматизировать процессы. Но не нужно путать автоматизацию бизнес процессов с бизнес процессами. Это не совсем правильно. Фактически, системы автоматизации являются исполнительными органами принятых бизнес процессов.

Люди в вашей организации уже самоорганизуются

в рамках существующих ограничений.

Не нравятся результаты?

Посмотрите на ограничения…

Бизнес процессы предприятия.

Если Ваше предприятие “заболело”, я рекомендую Вам уделить время бизнес процессам.  В данной статье мы опишем первый шаг. О следующих шагах мы расскажем в следующих статьях.

Итак, что нужно сделать? Конечно, понять, какие процессы уже существуют в компании и описать их. Наличие какой-либо регламентации процессов значительно упрощает вашу задачу. Описание рекомендуем делать по следующим шагам:

а) определить, какие процессы используются и их применение организации;

необходимо просто составить реестр процессов и для каких целей они применяются. Например: процесс закупки сырья.

б) определить последовательность и взаимодействие этих процессов;

т.е. вы должны понять, в какой последовательности, шаг за шагом выполняется каждый процесс.

в) определить критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;

говоря по простому, Вам необходимо определить, за счет каких ресурсов, т.е. кем и как, выполняются процессы. Очень важно понимать, как оценить результат окончания выполнения процесса.

г) обеспечить наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;

В процессе описания процесса, даже на первом этапе, вы можете увидеть, что ресурсов для его выполнения не достаточно. Необходимо принять меры, к обеспечению наличия ресурсов. Так же важно, обеспечить обмен информацией между всеми участниками процесса.

д) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;

После того как вы поняли какие процессы существуют, необходимо определить, как вы будете осуществлять контроль за его работой и эффективностью. Без этих данных ваши процессы невозможно будет анализировать и улучшать.

е) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

Имея аналитику, вы сможете выполнять корректирующие действия.

Бизнес процессы предприятия я рекомендую улучшать используя цикл “Plan – Do – Check – Act” (PDCA). Цикл PDCA можно кратко описать так:

планирование (plan) – разработайте план улучшений, определите процессы, подвергнутые коррекции для достижения результатов;

действие (do) – выполните план;

проверка (check) – проверьте насколько вы достигли результатов, поставленных в плане;

корректировка (act) – исходя из результатов, проанализируйте, почему не были достигнуты цели, и после этого можете составлять новый план.

Цикл PDCA, очень часто используется, практически в любой методологии или процессе, для их улучшения. О нем более подробно мы поговорим другой статье.

Константин К.

Спустился с Алтайских гор, с тех пор проживаю на всей территории России.

Посмотреть все записи автора Константин К. →