5 почему

Правило – 5 Почему

Правило – 5 Почему (5Why)

5 почему один из самых понятных и простых инструментов бережливого производства, но это первое мнение. Проблема начинается с того, что необходимо измениться руководителям. Изменение начинается с того, что необходимо понять, что прежде всего необходимо найти и понять причину проблемы, а не найти виновного. Прежде всего необходимо установить корневую причину, почему произошло то или иное событие? А как обычно? Да, обычно доходит до мастера и дело в шляпе. Депремирование, работаем дальше.

Правило появилось в производственной системе Тойота  и создателем его считают Тайити Оно. Сильно описывать историю не буду, если интересно можно легко найти. История уходит к самому Сократу.

Пять «Почему?» (five whys)

Само правило очень простое, исходя из названия. Необходимо пять раз задать вопрос «Почему?». На английском Why, поэтому часто можно встретить обозначение этого правила «5W». Иногда еще в конце добавляют вопрос «Как?», в контексте как устранить.
Получив ответ на пятый вопрос, мы должны понимать, почему эта проблема у нас появилась. После этого мы задаем вопрос Как сделать, чтобы эта проблема больше не повторялась и все. Проблема решена и больше повторяться не будет. Все просто. Но вся проблема в нюансах. Например, неправильное восприятие ответов, может отправить к ложной цепочке умозаключений.
Инструмент «5 почему» выступает поддерживающим для диаграммы Исикавы («Рыбья кость»). 5W хорошо применяется при проверке гипотез при построении «рыбьей кости»
Рассмотрим один из самых популярных примеров на просторах сети, с примечаниями:

Двигатель не заводится (проблема)

1. Почему не заводится двигатель? — Сел аккумулятор (первый вопрос)
2. Почему сел аккумулятор? — Не работает генератор (второй вопрос)
Примечание: На втором почему может быть несколько факторов не только генератор, например, окисление, срок эксплуатации превышен, разрушение пластин и пр. После этого к каждому фактору «почему» какие то проверяются на месте. Выявляются коренные причины, их может быть несколько.
3. Почему не работает генератор? — Проблемы с ремнем генератора (третий вопрос)
Примечание: на этом вопросе, мы должны были бы получить ответ не просто, проблема с ремнем, но и какая проблема с ремнем.
4. Почему проблемы с ремнем генератора? — Ремень был в порядке до этого момента, но ни разу не менялся (четвертый вопрос)
Примечание: при модерации правильный ответ должен быть примерно следующий: «Потому что своевременно не заменили ремень.» Ответ, что ремень был в порядке, не полный на вопрос почему. На вопрос необходимо давать полный ответ, а не по принципу «Почему? Потому!».
5. Почему ни разу не менялся ремень? — Ресурс ремня израсходовался, необходима замена (пятый вопрос, первопричина)
Примечание: Ресурс ремня израсходовался не может быть первопричиной или коренной причиной.

5 Почему не работает?

Очевидно, что мы не пришли к первопричине для устранения этой проблемы в будущем. Почему метод не сработал, потому что в правиле 5 почему есть подводный камень, а именно ответы. Ответы необходимо правильно модерировать, для следующего вопроса Почему. Например: на четвертом вопросе, мы могли бы задать вопрос, почему не меняли ремень генератора? Но ошибка, как правило, начинается сначала. Проверить себя можно просто, вы интуитивно должны понимать на третьем вопросе, в чем проблема и на четвертом и пятом вопросе убедиться в этом.
Последний ответ указывает на процесс. Это один из важных аспектов метода пяти почему — реальная первопричина должна указывать на процесс, который не работает достаточно хорошо или отсутствует. Неопытный персонал часто может заметить, что ответы часто указывают на классические причины: недостаток времени, недостаток финансирования, недостаток рабочей силы и т. п. Это, может быть, и верно, но такие причины находятся вне личного контроля. В таких случаях лучше использовать вопрос почему не получился процесс? вместо простого почему?

Итоги по 5 Почему

5w — очень хорош для выявления причин ошибок исполнителя, приведших к нарушениям и разрушениям. Рыбья кость описывает проблему текущего процесса. У каждого метода свое применение. А многофакторность не помеха, если правильно задавать вопрос Почему? Это как производные в математике — уже третья превращается в точку, а пятая в вакуум. Можно применять 5W к гипотезам, вероятным причинам, найденным в результате разбора Исикавы, но при построении скелета, мы также многократно проходим 5W.
Если нужно, то необходимо «копать» дальше, чтобы найти системную причину, за которую ответственно руководство. Поэтому метод «5 почему?» следует прививать компании «сверху», чтобы не останавливаться на промежуточных этапах, вроде того, какой мы рассмотрели.
Как правило, второе почему упирается в ошибку работника, третье в вину работодателя, пятое в жадность акционеров…

Константин К.

Спустился с Алтайских гор, с тех пор проживаю на всей территории России.

Посмотреть все записи автора Константин К. →