Третий этап системы 5С – содержание в чистоте.
Итак, мы прошли 2 этапа — Сортировка и Соблюдение порядка. Настало время узнать о третьем этапе, если 2 первых шага пропустили, ознакомьтесь с ними. Третий этап — содержание в чистоте или уборка.
Внимание: уборка в контексте системы 5С — это содержание рабочего места в чистоте.
Цель уборки не просто навести «марафет» на рабочем месте. Цели наведения порядка более обширные, и заключаются в следующем:
- Чистое и упорядоченное рабочее место
- Содержание в чистоте всего, что может потребоваться в работе
- Своевременное выделение дефектов оборудования
- Безопасные условия труда
- Проверка оборудования
Как проводить уборку?
При слове уборка, мы часто вспоминаем субботники. Если вы решили использовать 5С, то вам надлежит отказаться от этой практики. Субботники не эффективны, потому что наведение порядка происходит эпизодический характер. В Системе 5С наведение порядка проводится на регулярной основе.
Обучение рабочих, соблюдению чистоты, необходимо проводить исходя из конкретных действий и правил. Принятые правила должны быть обязательными для всех сотрудников.
Первый шаг — организация уборки.
1. Определить объекты уборки
Зона складирования сырья и материалов. Оборудование: механизмы и станки, ручной инструмент, мебель и т.п. Помещение: проходы, полы, туалеты, освещение.
2. Определить задачу по содержанию в чистоте.
Задача всех людей, задействованных в рабочей зоне — это обязанность всех, кто в ней работает. Для того, чтобы снять споры, о вкладе людей в уборку, необходимо разделить все на зоны. В части создания зон, нам помогут следующие инструменты: карта заданий 5S и график 5S.
Карта заданий 5С служит для определения зон уборки, а так же для закрепления за этими зонами конкретных людей.
График 5S содержит информацию о времени и датах уборки, а так же кто убирается. График рекомендую разместить в каждой рабочей зоне.
3. Определить ход уборки.
Уборку необходимо делать ежедневно.
Важно: уборка не должна занимать много времени.
Как правило, ежедневно выполняются следующие действия: осмотр в начале работы, уборку по окончанию работы, уборку по окончании смены.
4. Подготовка инструмента
В данном случае, мы уже начинаем пользоваться преимуществом предыдущих шагов 5S. Мы же провели сортировку и инструмент у нас находится в определенном месте.
5. Проведение уборки
Фактическое проведение уборки рабочими. Я думаю тут все понятно.
Второй шаг — постоянная проверка и содержание в чистоте.
Как в начале стать я писал, проверка является частью уборки. Со временем ежедневная уборка войдет в привычку, после этого можно приступать к внедрению проверок во время уборки.
Действия аналогичны, при прохождении уборки, но к действиям оператора необходимо добавить контроль за оборудованием. Необходимо выполнять проверку на отсутствие протечек масла из узлов, посторонние шумы в работе и т.п. Происходит выработка правил проверки и смазки. Фактически все отклонения должны быть зафиксированы и по возможности устранены оператором. В случае, если оператор не может устранить, то ему необходимо срочно вызвать специалистов ремонтного подразделения.
Одним из вариантов оповещения о неисправности — использование карточки канбан. В данном случае оператор заполняет карточку (как правило обычная картонка) и вывешивает на станок или специальную доску. На карточке, как правило, наносят информацию о проблеме, операторе и времени возникновения проблемы. Ремонтный персонал, увидев данный сигнал, планирует свою работу по устранению неисправности. Более подробно работу в системе Канбан мы рассмотрим в следующих статьях.